Действовать в интересах людей — наша задача
Губернатор МО
(А.Ю.Воробьев)
Секретарь МОРО
Партии (И.Ю.Брынцалов)
Андрей Голубев провёл парламентские слушания по изменениям в Трудовой Кодекс РФ
08.07.2020, 18:06
509 Просмотров

В Московской области в период пандемии более 110 тысяч человек перешли на удалённую работу - Мособлдума предлагает урегулировать дистанционный формат труда

В Мособлдуме по поручению председателя парламента Игоря Брынцалова состоялись парламентские слушания по федеральному законопроекту, которым предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы.

Первый заместитель председателя Мособлдумы Лариса Лазутина отметила, что данный вопрос стал особенно актуален в условиях режима повышенной готовности, который был установлен в Московской области в связи с пандемией коронавируса. Председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев отметил, что в этот период в Подмосковье были переведены на удалённую работу более 110 тысяч человек.

Андрей Голубев также рассказал, что в области был проведён опрос, по результатам которого более 41% работников и более 70% работодателей готовы продолжить работу в таком формате.

Рынок труда Московской области .

Первый заместитель министра социального развития Московской области Надежда Ускова рассказала о ситуации на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в Подмосковье составляет 3,09%. «Это высокая цифра, в прошлом году на эту дату она была в несколько раз меньше».

На учёте службы занятости состоит 129 тыс. человек. При этом есть более 40 тысяч свободных вакансий, среди них:

786 мест медицинских сестёр;

743 полицейских;

688 специалистов;

415 инженеров;

256 командиров отделений.

Основные параметры законопроекта .

Федеральный законопроект был подготовлен группой депутатов Госдумы от «Единой России» и сенаторов. Авторы документа выявили ряд проблем в действующем законодательстве. Так, действующая с 2013 года глава 49.1 ТК РФ о дистанционной работе достаточно сложна для применения, поэтому ею пользуются минимальное количество работников и работодателей. По данным Росстата, в 2019 году из 67,1 млн. занятых лишь 30 тысяч человек работали на основе трудового договора о выполнении работы на дому. Это крайне мало по сравнению с известными масштабами дистанционной и платформенной занятости, фриланса.

Во-вторых, российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу на удалённый режим. Так, для уведомления работника о переводе на дистанционную деятельность использовались разные способы: электронные письма и устные сообщения, приказы руководства компаний, реже - ознакомление с приказом и крайне редко рекомендованный большинством юристов по трудовому праву способ - дополнительное соглашение к трудовому договору. Но такое дополнительное соглашение оказалось невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не урегулировано законодательством.

Действующий ТК РФ не предусматривает ситуации временной дистанционной занятости: в нем заложена возможность заключения либо традиционного трудового договора (статья 57 ТК РФ), либо трудового договора о дистанционной работе, не подразумевающего нахождение рабочего места в офисе (глава 49.1 ТК РФ).

До пандемии практиковалась временная дистанционная занятость, основанная чаще всего на устных договоренностях руководителя и его подчиненного. Из судебной практики известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удалёнку» как прогул, а недобросовестные работники пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, а такого не было.

Предлагаемые изменения решают следующие основные задачи:

1. Упорядочивание понятийного аппарата, используемого в сфере регулирования проекта федерального закона, путем разъяснения трех ключевых понятий: дистанционная, временная дистанционная и комбинированная дистанционная работа

2. Максимальный переход на электронный документооборот в рамках регулирования труда дистанционных работников. В частности, предлагается отказаться от требования подписывать трудовой договор о дистанционной работе с использованием электронной цифровой подписи, из-за её стоимости и сложности оформления. Вместе с тем, как работодателю, так и работнику во всех случаях предлагается предоставить возможность и право выбора, с тем чтобы они могли использовать и документы на бумажном носителе.

3. Исключение из раздела ТК РФ по дистанционной работе ряда избыточных и уже устаревших норм, а также норм, не являющихся предметом трудового законодательства. Так, исключается положение о том, что для предоставления обязательного страхового обеспечения по на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дистанционный работник направляет работодателю оригиналы документов, по почте заказным письмом с уведомлением. Исключены нормы, связанные с трудовой книжкой.

4. Исключается требование об указании рабочего места как об одном из условий трудового договора о дистанционной работе. Рабочее место дистанционного работника может находиться везде, где есть возможность использовать сеть Интернет.

5. Корректировка норм по основанию расторжения договора с дистанционным работником.

Сейчас из-за формулировки статьи 312.5. ТК РФ в трудовые договоры включаются такие основания для увольнения работника как:

отсутствие у работодателя достаточного объема работы;

нецелесообразность дальнейшего сотрудничества,

производственная необходимость, определяемая работодателем;

работа признана работодателем неэффективной;

изменение стратегии развития работодателя;

решение генерального директора о расторжении договора.

Предлагается исключить такую дискриминацию для дистанционных работников.

6. Более прогрессивное регулирование надомного в части предоставления возможности пользоваться трудовым договором о дистанционной работе.

7. Упорядочивание ряда норм по особенностям рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника. В частности, их право не быть круглосуточно на связи с работодателем и не отвечать на письма и звонки в определенные временные интервалы. Данная проблема разрешается через указание на порядок взаимодействия работодателя и работника.

8. Введение режима временной дистанционной (удаленной) работы. Сейчас ТК РФ не предоставляет возможности сочетания выполнения работы как вне места нахождения работодателя, так и на стационарном рабочем месте. Предлагается предусмотреть возможность работнику, который работает на основании трудового договора (не являющегося по своей сути трудовым договором об удаленной работе) временно работать вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя. Эти предложения будут иметь необходимый защитный эффект для сотрудника, который длительное время работает удаленно и формально не может ссылаться на наличие у него дистанционной работы.

Вводятся основания и порядок установления временной дистанционной работы, такие как: соглашение сторон, производственная необходимость, а также ряд обстоятельств непредвиденного характера.

9. Право дистанционного работника быть «офлайн». Согласно многим исследованиям число рабочих часов при переходе на постоянную или временную удалённую занятость увеличивается, и виной тому, в том числе, необходимость постоянного нахождения на связи с работодателем и коллегами. Предлагается установить законодательное правило, предусматривающее порядок взаимодействия с работником с помощью электронных средств связи в его время отдыха по аналогии с привлечением к сверхурочной работе. Время взаимодействия работодателя с работником в период времени отдыха оплачивается в порядке, предусмотренном для сверхурочной работы.

10. Установление возможности применения комбинированной удалённой работы. Дополнительное указание на данный режим дает законную возможность комбинировать режимы занятости.

Предложения по законопроекту от участников парламентских слушаний

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Московского областного объединения организаций профсоюзов Валентина Кабанова рассказала, что ещё до пандемии были случаи, когда дистанционный работник оказывался заграницей и попадал в несчастный случай, на который не действовало страхование. «Важно, чтобы охрана труда нашла грамотное отражение в законе. Также нужно поднять вопрос профессиональных заболеваний, молодым людям вредно весь день работать сидя за компьютером, мы должны подумать об их здоровье"

Начальник отдела контрольно-надзорной деятельности и по работе с обращениями граждан Государственной инспекции труда в Московской области Михаил Костюченков отметил, что для развития дистанционного труда необходимо обеспечить условия, когда и работнику, и работодателю будет понятно, как организовывать данную деятельность. «Считаем целесообразным поставить задачу Министерству труда РФ разработать типовое положение о дистанционной работе с включением основных пунктов - время отдыха, оплата и пр. Также необходимо рассмотреть включение возможности выбора, куда обращаться при спорных ситуациях - в суд или в инспекцию труда».

Председатель Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Анатолий Домников предложил внести изменения, предусматривающие возможность закрепления особенностей труда не только в коллективном договоре, но и в локальных нормативных актах. Также предлагается отразить безусловную обязанность работодателя компенсировать затраты сотрудника, если он организует дистанционную деятельность за счёт собственных ресурсов.

По мнению Анатолия Домникова, также необходимо внести возможность ведения удалённой работы по форс-мажорным обстоятельствам без согласия работника.

Начальник Управления государственной и муниципальной службы Администрации Губернатора Московской области Вячеслав Малышев считает, что необходимо уточнить основания для расторжения трудового договора. Законопроектом предлагается распространить основания увольнения на дистанционных работников, в том числе однократное грубое нарушение обязанностей - прогул, появление в алкогольном опьянении. «Это неактуально для удалённой работы и труднодоказуемо. Нужно учитывать специфику Например, прописать основание, что прогулом дистанционного сотрудника будет считаться отсутствие больше 3-х часов подряд».

Генеральный директор исполнительной дирекции Московского областного союза промышленников и предпринимателей Владимир Козырев предложил ввести особые нормы по порядку расследования несчастных случаев для дистанционных работников.

Начальник финансово-организационного отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Алена Чигинцева отметила, что необходимо обеспечить защиту информации и персональных данных работников и работодателей при электронном взаимодействии. «Целесообразно сохранение нормы об использовании цифровой подписи, это позволит минимизировать злоупотребления».

Обще итоги

Участники слушаний поддержали проект закона. При этом отмечен ряд моментов:

Нечёткость в определении понятия «дистанционный работник». Таковым признаётся лицо, чья трудовая функция связана исключительно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Это ведёт к сужению круга работников, которые могут привлекаться к дистанционной деятельности.

Заключение трудового договора путём обмена электронными документами без использования электронно-цифровой подписи несёт в себе определенные риски.

Проект закона не содержит специальных норм, устанавливающих особенности деятельности дистанционных работников с персональными данными или иной охраняемой законом информацией.

Проектом закона регламентировано привлечение дистанционного сотрудника к выполнению к сверхурочному труду. Кроме этого, он также может привлекаться и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, и в ночное время, что также необходимо отразить в проекте закона, по мнению участников.

По итогам слушаний рекомендовано:

Дополнить положения статьи 57 Трудового кодекса РФ в части условий, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути), включив дистанционный (удалённый);

Предусмотреть использование электронно-цифровой подписи при применении электронного документооборота;

Включить нормы, устанавливающие особенности деятельности дистанционных работников при условии их работы с персональными данными или иной охраняемой законом информацией;

Исключить из предложенной редакции абзац, предусматривающий возможность регулирования трудовых отношений между работодателем и надомником по соглашению сторон и по трудовому договору о дистанционной работе;

Обязать работодателя при заключении трудового договора о дистанционной работе обеспечить работника оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей;

предусмотреть, что в случае производственной необходимости работодатель может с согласия работника привлечь его к работе вне времени.

предусмотреть понятие «место работы».

До 10 июля Комитет будет принимать предложения по проекту закона, а также обобщать прозвучавшие на слушаниях. Итоговые рекомендации будут направлены в Госдуму 16 июля